Тренажер Ми-8МСБ-В принят на вооружение Минобороны Украины

18 июня 2018
Газета "Мотор Сич"

7 июня в Центре авиационных тренажеров АО «МОТОР СИЧ» был подписан акт о завершении государственных испытаний комплексного тренажера вертолета Ми-8МСБ-В. О важности этого события нам рассказал директор ЦАТ Юрий Тишков.
 

– На сегодняшний день на МОТОР СИЧ модернизируются и ремоторизируются вертолеты Ми-8, Ми-8МСБ, Ми-2, Ми-2МСБ, Ми-24. В начале мая Ми-8МТВ с новыми двигателями производства МОТОР СИЧ ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 3 установил 12 мировых рекордов в двух классах – взлетный вес до 10 тонн и более 10 тонн. Это триумфальное событие, поскольку на протяжении многих лет лучшими в этих классах были Eurocopter (до 10 тонн) и Ми-38 (более 10 тонн). Ми-8, созданный в 60-е годы, благодаря мощным и надежным моторам запорожского производства, обрел новую жизнь. Установленные рекорды – это лучшее доказательство безусловного превосходства двигателей, профессионализма бригады, занимавшейся подготовкой и выполнением полетов, и мастерства летного состава. Мы по праву гордимся тем, что отечественная винтокрылая техника показала такой высокий результат. К сожалению, не все разделяют эту точку зрения, делая выбор в пользу зарубежных дорогостоящих машин, требовательных к условиям хранения и эксплуатации, нуждающихся в регулярном сервисном обслуживании... Но вернемся к разговору о тренажере. Вертолеты Ми-8МСБ-В находятся на вооружении Министерства обороны Украины, подготовка пилотов осуществляется непосредственно на летательных аппаратах. Это дорого и небезопасно. Да, существует мнение, что управление Ми-8 и Ми-8МСБ идентично. Но это не соответствует действительности, поскольку они имеют различную массу, двигатели отличаются мощностью. Грамотному управлению обновленной машиной следует учиться, и здесь важность применения симуляторов для обучения сложно переоценить. Тренажер Ми-8МСБ-В позволяет отшлифовать навыки взлета и посадок с нефтяной вышки, палубы корабля, методику использования различных внешних подвесок и т.д. Члены государственной комиссии в течение нескольких недель занимались его тестированием: контролировали идентичность запуска, показаний приборов давления, расхода топлива и органов управления симулятора на различных режимах полета. Результат – зафиксировано высокое качество изготовления тренажера, изображение в его кабине максимально приближено к реальному. Соответствующий акт мы сегодня подписали, затем министр обороны Украины издаст приказ о принятии его на вооружение. Это значит, что летный состав воинских частей может проходить здесь подготовку.
 

– Можно сказать, что управление тренажером – это полет на земле…
 

– Совершенно верно, и эта практика в мире применяется очень широко. К примеру, военный летчик США, имея налет 200 часов, около половины из них проводит в кабине симулятора. И это правильно, поскольку только таким образом можно отработать алгоритмы выхода из сложных ситуаций. И если отказ двигателей или отказ хвостового винта произойдет в воздухе, пилот не потеряет драгоценные мгновения, вовремя среагирует. А цена замешательства слишком высока. Как летчик-испытатель могу сказать, что детальная проработка предполетных указаний, анализ возможных и невозможных штатных и нештатных ситуаций, создание алгоритма выхода из них – чрезвычайно эффективно. При возникновении нештатных ситуаций в воздухе подготовленный летчик действует быстро и грамотно. Именно поэтому, согласно статистике, ни один сложный экспериментальный полет не завершился катастрофой. Аварии, как правило, происходят в простых метеоусловиях, на знакомом маршруте, когда, кажется, ничто не предвещает беды.
 

– Юрий Михайлович, востребованы ли услуги Центра авиационных тренажеров АО «МОТОР СИЧ» зарубежными партнерами?
 

– Да, у нас обучались пилоты из Франции, стран Африки. Совсем недавно приезжали перуанцы. Они смоделировали крайне сложные условия: отказ двух двигателей во время транспортировки леса на внешней подвеске на высоте 200 метров. Груз – максимальный, машина – на пределе возможностей… Неудачи следовали одна за другой… Но пилоты делали попытки снова и снова… Было очевидно, что им не хватает опыта. Мне удалось выполнить безаварийную посадку и пошагово показать, как это возможно сделать.
 

– Что в ближайших планах ЦАТ?
 

– Мы с оптимизмом смотрим в будущее: июль, август 2018 года планируем государственные испытания тренажера Ми-24 ПУ1. До завершения 2018 года ожидаем поставки самого современного тренажера типа Ми-17, особенность которого заключается в возможности проведения летной проверки.
 

Как отметил председатель комиссии, начальник летно-методической службы армейской авиации командования сухопутных войск Владимир Колотило, тренажер Ми-8МСБ-В – единственный в Украине. Он позволяет экипажу совершенствовать навыки поведения в нештатных ситуациях, дает возможность освоить новые фигуры пилотажа, элементы полета. В Харьковском национальном университете Воздушных Сил им. И.Кожедуба действует тренажер Ми-8МТ, однако он, в отличие от современной новинки, не позволяет отрабатывать навыки боевого применения вертолета.
 

– Ми-8МСБ есть во всех летных частях Вооруженных Сил Украины, прекрасно себя зарекомендовали. Ранее пилоты осваивали их «вживую», но совсем скоро эта практика останется в прошлом. В конце июня состоится совместное совещание, где будет составлен график тренажной подготовки экипажей воинских частей. Уверен, это сотрудничество будет плодотворным, – подчеркнул Владимир Николаевич.
 

Адрес осуществления служебной деятельности народного депутата Украины на избирательном округе: Моторостроителей, 15

АО «МОТОР СИЧ»
Предприятие выпускает надежные авиационные двигатели и газотурбинные установки, которые являются конкурентными на мировом рынке,занимается разработкой и модернизацией вертолетной техники. Продукция предприятия эксплуатируется на самолетах и вертолетах различного назначения более чем в 100 странах мира.

САЙТЫ АО "МОТОР СИЧ"

«Клиника МОТОР СИЧ»
Лечебно-оздоровительный комплекс европейского уровня

Страховая компания «МОТОР-ГАРАНТ»
Надежный партнер для Вашей семьи и Вашего бизнеса

Гандбольный клуб «МОТОР»
Официальный сайт клуба

Авиакомпания «Мотор Сич»
Официальный сайт авиакомпании

Московское представительство
АО «МОТОР СИЧ»

Представительство АО "МОТОР СИЧ" в г. Москве

 

Видеоматериалы



Первый полет украинской "Надії"

Вопрос-Ответ


– Для чего предприятие МОТОР СИЧ приобрело в собственность Дворец спорта «Юность»?
– Дворец спорта «Юность» – не просто спортивная арена, его значение и роль в жизни запорожцев намного важнее. Некогда одна из визитных карточек нашего города, определяющая его престиж, и одновременно – место, с которым связаны детство и юные годы многих жителей Запорожья. В последние годы, когда здание ДС «Юность» пришло в упадок, и весь его вид олицетворял запустение и заброшенность, на это даже смотреть было больно. Стало очевидным, что в условиях постоянной нехватки средств в городской казне, силами города спасти «Юность» не удастся. К тому времени, когда Дворец спорта был приобретен АО «МОТОР СИЧ», он уже длительное время находился в аварийном состоянии. Ранее моторостроители, несмотря на непростую ситуацию в экономике страны, выделили средства для замены кровли, что уберегло здание от дальнейшего разрушения.

– Где можно пройти обучение по специальности «Вертолетостроение»?
– В настоящее время мы направляем на учебу выпускников школ, запорожских авиационного и электротехнического колледжей в Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»