МОТОР СИЧ – 110 лет

Газета "Позиция"
23 октября 2017


Начав трудовой путь в далеком 1907 году, предприятие сегодня успешно развивается, вписывая новые страницы в летопись запорожского авиадвигателестроения.
 

В 2016 году моторостроители отметили 100-летие со дня выпуска заводом в августе 1916 года первого поршневого двигателя водяного охлаждения «Дека» М-100 для четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец». Вся последующая история предприятия – это поэтапное освоение в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых был значительной вехой в развитии отечественного авиастроения.
 

На предприятии ведется постоянная работа по разработке и серийному освоению новых перспективных видов авиационной техники.
В первой половине ХХ века завод выпускал широкую гамму поршневых двигателей: М-6, М-11, М-22, М-85, М-87, М-88, АШ-82ФН, АШ-62ИР и АИ-26В, созданных конструкторами предприятия и в других КБ.
 

С 1953 года запорожские моторостроители приступили к изготовлению реактивных двигателей РД-45 и РД-500, положивших начало эры газотурбинных двигателей на предприятии.
 

Представителями следующего поколения стали газотурбинные двигатели АИ-20, АИ-24, АИ-25, АИ-25ТЛ, АИ-25ТЛШ, АИ-9, АИ-9В, ТВ3-117В, ТВ3-117ВМ/ВМА, Д-36, Д-136, Д-18Т для самолетов Ил-18, Ил-38, Бе-12, Ан-8, Ан-10, Ан-32, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, L-39, К-8J, Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія», а также вертолетов Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52, Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-172, Ми-24, Ми-25, Ми-26.
За последнее десятилетие коллективом предприятия проведен большой объем работ от создания до серийного выпуска таких двигателей, как: АИ-222К-25; АИ-322; АИ-450МС; АИ-9В серии 1; Д-436-148ФМ; МС-14; ТВ3-117ВМА-СБМ1В 1серии; ТВ3-117ВМА-СБМ1В 2серии; ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е; ТВ3-117ВМА-СБМ1В 5серии; ТВ3-117ВМА-СБМ1-26; Д-136-2; АИ-136Т; МС-500В; АИ-450М (МБ; М1; МП; М2; М1-П) и др.
 

В настоящее время ведутся опытные работы по доводке вновь созданных авиационных двигателей: АИ-450С; АИ-450СР; АИ-450СР-2; АИ-450С-2; МС-700; МС-500В-02(03); АИ-450МС-178; АИ-28; МС-14ВП; Д-18Т сер.3М и др.
Для обеспечения рынка газоперекачивающими станциями и электростанциями был разработан и доведен до серийного выпуска электропривод МС-10000-Э мощностью 10,3МВт. На базе этого привода в стадии разработки и изготовления находится двухприводная газотурбинная электростанция мощностью 20МВт.
 

Предприятие АО «МОТОР СИЧ» с 2011 года активно развивает направление по ремонту и модернизации вертолетной техники, а также по разработке и изготовлению новых вертолетов. Вертолетная программа предприятия предусматривает несколько этапов от модернизации и замены двигателей существующих вертолетов до разработки и сертификации вертолета собственной конструкции с последующим запуском в серийное производство. В настоящее время на АО «МОТОР СИЧ» серийно ремоторизируются вертолеты типа Ми-2 и Ми-8Т/Ми-8МТВ в профиль Ми-2МСБ и Ми-8МСБ соответственно. Одна из новейших разработок предприятия  легкий многоцелевой вертолет МСБ-2. На данной модели устанавливаются более мощные двигатели АИ-450М-П (по 465 л.с. каждый) и новая трансмиссия, обеспечивающая передачу увеличенной мощности. Вертолет оснащается современным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим выполнение полетов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
 

С 2015 года АО «МОТОР СИЧ» проводит ремонт главных вертолетных редукторов ВР-2, ВР-8А, ВР-14, ВР-24. Также ведутся работы по созданию главного редуктора ВР-17МС, являющегося модернизацией редуктора ВР-14, для вертолетов типа Ми-17 с увеличенной до 14 тонн взлетной массой.
 

Проверка качества ремонта и сборки редукторов, а также соответствия их требуемым параметрам, выполняются в процессе испытаний, которые проводятся на специализированном испытательном стенде, построенном на территории Запорожского машиностроительного завода в 2016 году.
 

Предприятием АО «МОТОР СИЧ» также активно ведется подготовка производства для изготовления лопастей вертолетов из композиционных материалов.
 

На МОТОР СИЧ освоены и серийно производятся потребительские товары: бензопилы, мотоблоки, сепараторы, лодочные моторы и др., а также товары медицинского назначения: наборы эндопротезов коленного и тазобедренного суставов, а также наборы инструментов для их установки. Подтверждено их соответствие международным требованиям в Государственном органе оценки соответствия «Политехмед». Разрабатываются экзо-эндопротезы ампутированных конечностей с применением углерод-углеродного композитного материала, совместимого с биотканями человека.
 

Качество и надежность продукции, выпускаемой МОТОР СИЧ, подтверждается ее успешной эксплуатацией более чем в 100 странах мира.
 

Основными рынками сбыта для предприятия являются дальнее зарубежье, страны СНГ и Украина.
АО «МОТОР СИЧ» уделяет большое внимание сохранению и расширению рынков сбыта в регионах дальнего зарубежья, где эксплуатируется авиатехника с двигателями нашего производства. Наиболее твердые позиции предприятие занимает в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Крупнейшими потребителями продукции предприятия в дальнем зарубежье являются Китай, Индия, Алжир, Бангладеш, Пакистан, ОАЭ, Перу, Вьетнам. Кроме того, предприятие имеет длительные партнерские отношения с компаниями из Чехии, Словакии, Польши, Португалии, Испании, США, Канады, Колумбии, Сингапура, Египта и многих других стран.
Значительную помощь в сохранении и расширении рынков сбыта в дальнем зарубежье оказывают представительства АО «МОТОР СИЧ», расположенные в наиболее перспективных для предприятия регионах: Индии, Китае, Алжире, ОАЭ, Бангладеш, США, Перу и Бразилии.
 

В Украине наиболее крупными потребителями продукции предприятия в последние годы являются Министерство Обороны Украины, Нацгвардия, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, а также ГП «КАЗ «Авиакон», АК «Украинские вертолеты», ГП «Антонов».
 

АО «МОТОР СИЧ» работает над целым рядом новых разработок по вертолетной тематике и активно предлагает новую продукцию и услуги на традиционных и новых рынках. В 2016 году предприятие заключило контракты по вертолетной тематике с рядом новых заказчиков из Республики Чад, Казахстана, Мозамбика, Польши. В 2017 году проводится работа по продвижению продукции и услуг предприятия по вертолетной технике в Замбию, Азербайджан, Ирак, Киргизию, Руанду, Эфиопию, Бангладеш, Индию, Египет.
Интенсивно развивается сотрудничество с австрийской компанией DIAMOND Aircraft Industry, которая в настоящее время успешно проводит лётные испытания учебно-тренировочных самолетов DART-450 c запорожскими двигателями семейства AИ-450C.
Но не только производством живет предприятие. В центре внимания руководства МОТОР СИЧ вопросы социального значения. Яркий пример тому – созданный в Запорожье по инициативе президента АО «МОТОР СИЧ» В.Богуслаева Музей техники, гандбольная команда «Мотор», уровень которой позволяет ей отстаивать честь страны в еврокубках, обладающая европейским сертификатом Клиника «Мотор Сич», где могут получать высококачественные медицинские услуги жители не только Запорожья, но и других регионов Украины, Центр авиационных тренажеров для подготовки пилотов, реализация других программ городского, областного да и всеукраинского значения. Социальная политика АО «МОТОР СИЧ» всегда была ориентирована на человека. Причем предметная помощь оказывается как работникам, так и ветеранам завода.
За счет собственных средств предприятие содержит мощную социальную инфраструктуру, которая охватывает практически все существующие виды социальной защиты человека: медицину, оздоровление, отдых, систему дошкольных учреждений и общественное питание.

Внедрена и эффективно действует система медицинского страхования работников.
 

За счет прибыли предприятия оказывается благотворительная помощь учебным, медицинским, культурным, правоохранительным учреждениям и общественным организациям, направляются средства на возрождение центров национально-культурного наследия Украины.
 

Кроме того, предприятие предоставляет различные виды помощи ветеранам ВОВ и труда, инвалидам, неработающим пенсионерам предприятия, малообеспеченным и многодетным семьям.

В преддверии своего 110-летнего юбилея коллектив предприятия работает стабильно, у него надежные перспективы, что позволяет уверенно смотреть в завтрашний день.
 

Только благодаря выбранной стратегии развития запорожского авиадвигателестроительного комплекса предприятие МОТОР СИЧ в непростых экономических условиях осуществляет свою деятельность, выполняя программу по импортозамещению, освоению новых видов продукции и завоеванию рынков сбыта, таким образом обеспечивая работой огромный трудовой коллектив – свыше 25 тысяч человек и еще десятки тысяч людей, работающих на предприятиях-смежниках.
 

Адрес осуществления служебной деятельности народного депутата Украины на избирательном округе: Моторостроителей, 15

АО «МОТОР СИЧ»
Предприятие выпускает надежные авиационные двигатели и газотурбинные установки, которые являются конкурентными на мировом рынке,занимается разработкой и модернизацией вертолетной техники. Продукция предприятия эксплуатируется на самолетах и вертолетах различного назначения более чем в 100 странах мира.

САЙТЫ АО "МОТОР СИЧ"

«Клиника МОТОР СИЧ»
Лечебно-оздоровительный комплекс европейского уровня

Страховая компания «МОТОР-ГАРАНТ»
Надежный партнер для Вашей семьи и Вашего бизнеса

Гандбольный клуб «МОТОР»
Официальный сайт клуба

Авиакомпания «Мотор Сич»
Официальный сайт авиакомпании

Московское представительство
АО «МОТОР СИЧ»

Представительство АО "МОТОР СИЧ" в г. Москве

 

Видеоматериалы



К юбилею АО "МОТОР СИЧ"

Вопрос-Ответ


– Для чего предприятие МОТОР СИЧ приобрело в собственность Дворец спорта «Юность»?
– Дворец спорта «Юность» – не просто спортивная арена, его значение и роль в жизни запорожцев намного важнее. Некогда одна из визитных карточек нашего города, определяющая его престиж, и одновременно – место, с которым связаны детство и юные годы многих жителей Запорожья. В последние годы, когда здание ДС «Юность» пришло в упадок, и весь его вид олицетворял запустение и заброшенность, на это даже смотреть было больно. Стало очевидным, что в условиях постоянной нехватки средств в городской казне, силами города спасти «Юность» не удастся. К тому времени, когда Дворец спорта был приобретен АО «МОТОР СИЧ», он уже длительное время находился в аварийном состоянии. Ранее моторостроители, несмотря на непростую ситуацию в экономике страны, выделили средства для замены кровли, что уберегло здание от дальнейшего разрушения.

– Где можно пройти обучение по специальности «Вертолетостроение»?
– В настоящее время мы направляем на учебу выпускников школ, запорожских авиационного и электротехнического колледжей в Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»